Итак, чтобы ввести в оборот товар, подлежащий обязательной маркировке, Вы должны каким то образом нанести на него КиЗ (код маркировки). Что же это такое?
Что «скрывает» код маркировки
На этикетку КиЗ наносится в виде 2D штрихкода или RFID метки. Их легко отсканировать с помощью специализированного приложения на смартфоне. Именно так конечный покупатель может узнать всю информацию о продукции, проверить товар до покупки и убедиться в его качестве.
Однако, по своей сути, КиЗ — это набор букв и цифр. В них зашифрована информация о товаре (универсальный идентификатор товара) и проверочный код. В универсальный идентификатор, как правило, входит международный код маркировки GTIN (российский или международный), а также серийный номер.
Перечень информационных полей для GTIN по каждой группе товаров различен, но при этом он содержит все данные, необходимые для идентификации: производитель, модель, цвет, размер и прочее. Серийный номер — номер конкретного товара. То есть, если мы говорим об обуви, кроссовки марки Адидас белого цвета 38 размера — это часть GTIN, а серийный номер — это идентификатор конкретной пары из данной группы кроссовок. Именно эту информацию и видит потребитель, сканируя QR код с помощью приложения.
Проверочный код — это еще один код, который не должен храниться ни в каких других информационных системах, кроме системы «честный знак». Он представляет собой криптографическую защиту и используется именно для проверки.
После создания этикетки с КиЗ завершается производственный цикл и проверочный код сразу же должен быть удален у производителя или другой организации, осуществляющей эмиссию. В процессе товарооборота во всех документах фигурирует только универсальный идентификатор. Когда товарная позиция сканируется и проверяется в момент выбытия из оборота, посредством нанесенного ранее проверочного кода устанавливается валидность товара.
Эмиссия КиЗ: кем и когда
Получать и наносить на товары КиЗ, в большинстве своем должны производители (импортеры). Но довольно часто это вынуждены делать и оптово-розничные компании. Например, розничные продавцы при утере кода маркировки, возврате товара без такого кода, когда маркируются остатки продукции на складе или производится прием товара от физических лиц.
Для каждой товарной группы схема работы с продукцией и процедура нанесения кодов могут различаться, но в общем и целом «честный знак» стремится сделать этот процесс наиболее унифицированным. На примере обувных товаров рассмотрим, каким образом обязаны наносить коды маркировки различные участники рынка.
Нанесение кода маркировки в магазине. Маркировка остатков
Если мы говорим об обуви, у производителей и импортеров в данной отрасли уже с 1 октября 2019 есть возможность бесплатно получить программно-аппаратный комплекс, предназначенный для эмиссии кодов. С его помощью осуществляется получение цифровых кодов по зашифрованным каналам связи и передача информации об их нанесении на каждую единицу. ПАК обязаны выдать в течение 30 дней с момента подачи заявки.
Розница и оптовые компании не имеют возможности получить такой комплекс. Им предоставляется удаленный доступ к интерфейсу программы, с помощью которой они могут или сформировать буквенно-численный вариант кода, или сразу же, не выходя из интерфейса, сделать этикетку с DataMatrix-кодом по своему шаблону и отправить ее на печать. Печатать этикетку можно, в принципе, на чем угодно.
Маркировку остатков обуви, приобретенных до 1 июля 2020, необходимо произвести до 1 сентября того же года. До этого момента цифровые коды (КиЗ) на остатки обувных товаров выдаются бесплатно. Чтобы промаркировать остатки, нужно сделать следующее:
- Зарегистрироваться на сайте Честный ЗНАК (понадобится УКЭП)
- Описать товары (есть 2 варианта, как это можно реализовать)
- Заказать КиЗ, уточнив, что маркируются остатки
- Получить коды и нанести их на каждую товарную позицию
- Ввести в оборот все промаркированные пары
Есть 2 варианта для описания товара: полная или упрощенная схема. В первом случае необходимо регистрироваться на сайте ассоциации ГС1 РУС и указывать 12 обязательных атрибутов. Это не самый удачный способ для маркировки остатков.
Описание по сокращенной схеме производится на сайте Честный Знак. Вам будет нужно указать всего 4 атрибута: ИНН, вид обуви, первые два знака кода ТН ВЭД ЕАЭС и способ ввода обувных товаров в оборот (ввезены в РФ, произведены в России).
Чтобы нанести КиЗ на товары, можно их просто распечатать и затем наклеить на коробки, ярлыки или на саму обувь.
Остались вопросы?
+7 800 600-85-59
Работаем по всей России