С 1 февраля 2017 года в России можно поставить на учет в налоговую только «онлайн-кассу». Кроме того, ФЗ 54 обязывает розничный бизнес сменить старую кассу в ближайшие полтора года. Вероятно, это событие станет темой года для малого бизнеса России, а возможно, и для бизнеса России в целом.
«Онлайн-кассы» уже заставили действовать всех игроков рынка. Предприниматели покупают новое оборудование. Поставщики кассового оборудования готовятся продать 1,2 млн устройств в этом году и 1,8 млн устройств в 2018 году, а это минимум 60 млрд рублей в год. Центры технического обслуживания попробуют обновить парк кассового оборудования. Появились новые игроки — Операторы фискальных данных. Притом что стоимость подключения одной кассы к оператору — 3000 рублей, это минимум 9 млрд рублей в год. Перечисленное выше — только вершина айсберга. Все, кто работает с малым и средним бизнесом в России, также начали активно действовать с середины 2016 года.
Эвотор, Альфа-касса и Ко
Банки, несмотря на консервативность, стали готовить предложения для среднего и малого бизнеса еще в прошлом году. Сбербанк создал совместное предприятие «Эвотор», которое собирается продать 500 000 «онлайн-касс» клиентам Сбербанка из среднего и малого бизнеса (СМБ). Альфа-банк начал продажи Альфа-кассы, вероятно, имея не менее амбициозные цели. Другие банки предлагают аналогичные решения или ведут пилотные проекты.
Вероятно, для банков сегмент СМБ стал надеждой на возобновление роста, так как рост банковского сектора за счет крупного бизнеса и физлиц прервал кризис. Они хотят использовать «онлайн-кассы» не только, чтобы нарастить базу по базовым услугам (РКО, эквайринг). Для банков это, как минимум, две дополнительные возможности. Во-первых, получить новый источник доходов от дополнительных услуг. Например, Сбербанк и Альфа-банк активно предлагают клиентам услуги онлайн-бухгалтерии. Теперь в этом портфеле предложений для СМБ появится «онлайн-касса» и «онлайн-автоматизация торговли». Во-вторых, расширить кредитный портфель за счет малого бизнеса, который можно будет качественнее скорить за счет данных о продажах с «онлайн-касс».
Рынок ПО и услуг для малого бизнеса
Появление онлайн-касс приведет к перевороту рынка ПО для бухгалтерского учета и автоматизации розничной торговли. Сегодня абсолютный лидер — это 1С и 10 000 франчайзи, которые продают, настраивают и поддерживают коробочные продукты 1С. Этот рынок сложился за 20 лет и его годовой объем — десятки миллиардов рублей, хотя он охватывает лишь наиболее платежеспособный сегмент СМБ. Большая часть малого бизнеса России все еще ведет бухгалтерию в тетради или Excel.
Однако государство принуждает каждое торговое предприятие начать использовать облачные сервисы (ОФД, ЕГАИС, учет меховых изделий, а ранее — сдача налоговой отчетности в электронном виде). Процесс перехода от коробочного ПО к облачному идет так же неотвратимо, как замещение SMS — мессенджерами или флешек — облачными хранилищами (Dropbox, Яндекс.Диск и пр.). ФЗ 54 стал катализатором изменений на рынке ПО для бухгалтерского учета и автоматизации розничной торговли и может даже угрожать 1С потерей монополии.
Головная боль или возможность для малого бизнеса?
Что значит принудительный переход к онлайн-кассам для малого бизнеса? При первом приближении это только дополнительные расходы, которые вряд ли покроет налоговый вычет (18 000 рублей), так как кроме расходов на обновление кассы нужно заплатить центру технического обслуживания за услуги по настройке оборудования и за услуги ОФД. Также это головная боль по поддержке этого нового, пока ещё не очень стабильно работающего устройства.
Но в обязательном переходе на онлайн-кассы есть и обратная сторона. Если внимательно подойти к ее выбору, то за 25 000-30 000 рублей можно найти вариант, не только соответствующий требованиям законодательства страны, но и обеспечивающий полноценную автоматизацию бизнеса. Ретейлеры смогут получить управление складом, аналитику, доступ к данным о продажах, систему лояльности, SMS-рассылки и все это онлайн в режиме 24/7. Это снизит затраты времени и денег на рутинные операции (инвентаризация, печать ценников, инкассация денег в кассе, контроль сотрудников и прочее) и позволит заняться повышением выручки или маржинальности бизнеса.
С подачи государства, вводящего контроль за денежными потоками в розничной торговле, в ближайшие два года малый бизнес будет находиться в стрессе. Но все, что не убивает, делает сильнее. Ретейл получит не только головную боль, но и современные инструменты ведения бизнеса. «Онлайн-касса» может стать частью экосистемы для ведения малого бизнеса, предлагаемой, например, банком. Сегодня на рынке уже есть предложения, включающие «онлайн-кассу», «онлайн-автоматизацию торговли», «онлайн-бухгалтерию», РКО, эквайринг карточных платежей на кассе и ОФД. Предпринимателю остается выбрать нужный набор услуг, и все продукты будут работать бесшовно: полученная по почте «онлайн-касса» работает из коробки и имеет подключение к ОФД, к ней подключен терминал для приема карточных платежей, а первичные данные автоматически уходят в «онлайн-бухгалтерию» для подготовки налоговой отчетности.
Эта новая экосистема спешно формируется в последние месяцы, а за 3-5 лет потеснит старый рынок дистрибуции ПО и бухгалтерских услуг. Малый бизнес, который одновременно получает доступ к передовым технологиям, по большей части выигрывает от этих изменений. Например, в ближайшие годы прогнозируется интеграция технологии машинного обучения в облачные сервисы автоматизации. В недалеком будущем вполне реальна история, когда предприниматель, ведущий цветочный бизнес, получит на электронную почту напоминание разместить заказ поставщикам цветов с учетом высоких продаж 14 февраля. Останется только подтвердить заказ и избежать дефицита популярных позиций. Насколько подобные технологии будут востребованы бизнесом и как это отразится на нем, предсказывать сложно, но очевиден тот факт, что в России начинается процесс необратимых изменений для ретейла.
Cтатья на Forbes.ru