Маркировка шин — актуальная и обсуждаемая тема как среди производителей и импортеров, так и розничных продавцов этих товаров. Наверное нет таких российских предпринимателей, торгующих шинами и покрышками, которые еще не слышали о системе обязательной маркировки товаров.
Более того, с 1 ноября 2020 года все они столкнулись с необходимостью как-то с этой системой взаимодействовать. Для того, чтобы получить ясные ответы на вопросы «когда, что и как делать», остановимся на законодательно принятых временных вехах внедрения маркировки по данной отрасли, а также их особенностях.
Когда маркировка шин и автопокрышек обязательна для розницы
Маркировка шин с 1 ноября 2020 года стала обязательной. С этого момента организации розничной торговли обязаны передавать в систему маркировки сведения о реализации маркированных шин и автопокрышек. Если розничному продавцу пришли маркированные шины для реализации, при их продаже он должен сообщить об этом в систему маркировки «Честный знак». Т.е. ему необходимо быть зарегистрированным в данной системе, а также иметь в наличии соответствующее программно-аппаратное обеспечение, УКЭП и ЭДО. Подробнее об этом можно прочитать в статье: Что нужно для работы в системе маркировки «Честный знак».
Также, у нас есть 2 полезные статьи по темам «Как принять маркированный товар» и «Как продать маркированный товар». Здесь все подробно расписано, но если Вам нужна помощь в вопросе реализации маркированных шин и покрышек в рознице — обратитесь к нашим консультантам по телефону +7(800)600-85-59 или оставьте запрос на обратный звонок.
Наша компания является официальным партнером разработчика системы «Честный знак», большинства ведущих производителей ККТ и специализированного оборудования. У нас есть собственное полезное приложение для онлайн-касс, с помощью которого можно не только легко вести учет маркированных товаров по всем правилам и законам, но и полностью контролировать бизнес, даже удаленно.
Остались вопросы?
+7 800 600-85-59
Работаем по всей России
Итак, с маркированными шинами все более-менее понятно. Но что делать с шинами из старого запаса, на которых нет специального кода?
Немаркированные можно было продавать так же как и раньше, без каких либо взаимодействий с системой маркировки. Но только до 15 декабря 2020.
При этом важно не забыть про еще несколько дат, после которых запрещено не только продавать, но и приобретать и хранить шины или покрышки без нанесенных на них кодов маркировки.
15 декабря 2020 вступил в силу запрет на приобретение и реализацию немаркированных шин и покрышек, но хранить их еще было можно. А вот с 1 марта 2021 года держать такие товары на своем складе уже нельзя.
Таким образом, обязательная маркировка шин в 2020 году для розницы началась с запрета реализации немаркированной продукции, а затем окончательно вступила в силу в 2021 году, после запрета на ее хранение.
В 2022 году у розницы появилась еще одна обязанность: передачи сведений об обороте маркированных шин и покрышек посредством ЭДО.
Маркировка шин продавцом на розничной точке
Обычно маркировкой занимаются импортеры или производители. Но шины и автопокрышки это такой товар, который может хранится годами. Почти у всех розничных продавцов есть остатки из «старых партий». Если у продавца остались немаркированные шины после 15 декабря 2020 — нужно было промаркировать их самостоятельно, успев это сделать до 1 марта 2021 года.
Помимо остатков, возможны различные варианты повреждения КиЗ. Это часто случается при возврате покупателем купленного ранее маркированного товара. Также, это может произойти при транспортировке. Товар без кода маркировки или с нечитаемым кодом продавец будет вынужден перемаркировать своими силами, уже на розничной точке.
Так или иначе, процесс получения розничным продавцом кодов маркировки и их нанесение на товарные позиции — не такое частое, но вполне обычное дело, с которым придется столкнуться почти всем.
Порядок нанесения кодов маркировки на шины и автопокрышки прописан в соответствующем Постановлении. Для розничного продавца ключевым моментом является то, что он должен внести в систему «Честный знак» информацию о продукции подлежащей маркировке, а система — предоставить ему код на каждую единицу.
Как получить коды маркировки
Розничный продавец может вносить информацию как по полной схеме, так и по упрощенной (производителям или импортерам эта опция недоступна). В упрощенную схему входит ИНН, код товара и товарный знак (если они есть), модель, двузначный код товарной группы товарной номенклатуры (у шин это код 40).
В полную схему добавляются такое поля, как ширина профиля шины, сезонность, индекс нагрузки и многое другое. С одной стороны, все эти данные заносить в систему немного дольше, чем по упрощенному варианту. С другой стороны, если покупатель считает код маркировки — то он увидит только то, что внес продавец. Поэтому, выбор не так очевиден, как кажется на первый взгляд.
На один описанный вид товаров можно получить столько кодов, сколько товарных позиций этого вида есть на складе. Т.е. описывать каждую единицу не потребуется. Достаточно разделить товары на виды и описать их один раз. Потом можно заказать необходимое количество кодов на каждый вид маркируемой продукции. Система выдаст продавцу цифровые коды (КиЗ) поштучно.
Как нанести коды маркировки на продукцию
КиЗ будут предоставлены продавцу в виде QR-кодов, которые можно распечатать на любом печатающем устройстве и нанести на товарные позиции.
Основное требование к нанесению кодов маркировки, прописанное в Постановлении, заключается в том, что КиЗ должен быть нанесен методом, не допускающим отделение этого кода от изделия или от этикетки изделия без повреждений.
Исходя из предыдущего опыта маркировки в других отраслях, нужно понимать, что использование каких либо пленок или скотча, дополнительных поверхностных бликующих материалов, может усложнить дальнейшее считывание QR-кода 2D сканером. Можно уверенно утверждать, что подобные материалы не стоит применять при маркировке шин и автопокрышек на торговой точке.