Что такое обязательная маркировка товаров

Зачем нужна маркировка

Цель создания обязательной цифровой маркировки товаров — защита российских потребителей от подделок. Это происходит с помощью нанесения некого уникального цифрового кода (КиЗ) на товар или упаковку, если данные виды продукции подлежат обязательной маркировке.

Защита от подделок осуществляется очень просто: на каждом этапе товародвижения уникальный цифровой код сверяется с «исходными»данными. Все эти процедуры регламентируются законодательно и производятся с помощью специальных программно-аппаратных средств.

Покупатель также может проверить достоверность товара перед покупкой, например, с помощью мобильного телефона и специального приложения, просто считав код.

Что такое КиЗ

В большинстве случаев КиЗ представляет собой двухмерный штрихкод DataMatrix. Но есть и другие форматы. К примеру, для маркировки меховых изделий используют RFID-метки.

В КиЗ зашифрована информация о товаре и производителе. Уникальные цифровые коды должны наноситься производителем или импортером на все товарные единицы согласно принципу: отдельная единица — отдельный код.

Законодательная база

Основополагающие документы системы обязательной маркировки товаров: ФЗ 487 от 31 декабря 2017 года, ФЗ 488 от 25.12.18, постановление Правительства РФ 791-р от 28.04.18 и Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515. Также, существует много документов и инструкций по каждой товарной группе.

Реализацией обязательной маркировки, по Распоряжению Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года, занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Этой организацией создана специальная система мониторинга «Честный знак». Получить коды поставщик может только после регистрации на сайте «Честный знак» и получения доступа к устройствам эмиссии. Продавцы маркированной продукции также должны зарегистрироваться на этом сайте.

Сроки внедрения

Маркировка вводится постепенно для разных групп товаров. Уже сейчас маркируются табачные и меховые изделия, обувь, некоторые виды лекарств. К 2024 году планируется внедрить эту систему практически во всех товарных группах. Подробнее о сроках внедрения Вы можете прочитать в статье: Порядок и график внедрения системы маркировки

Принцип работы системы маркировки

Всем участники рынка, реализующим оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке, необходимо зарегистрироваться на ресурсе «Честный знак».

Производитель должен здесь зарегистрироваться, чтобы занести информацию о себе и о товаре. После этого он сможет оставить заявку на коды (Data Matrix или другого типа маркировки) в нужном ему количестве. После получения кодов, он обязан самостоятельно нанести их на соответствующие единицы продукции, перед тем как отправит партию поставщикам или продавцам.

Программа для автоматизации розничных магазинов Subtotal - фото 16

Рис. Движение маркированной продукции

На каждом этапе движения маркированной товарной единицы ее уникальный код должен проверяться. Для этого необходимо устройство, которым будет считываться код с упаковки (как правило это 2D сканер), и специализированное программно-аппаратное обеспечение, с помощью которого будет происходить проверка — действительный код или нет.

Считывание и проверка кода должны осуществляться практически на любом этапе товародвижения, когда происходит смена собственника товара: при приемке товара дистрибьютором у поставщика, передаче товара от одного оптового продавца к другому, приемке в розничном магазине и так далее. Не учитываются только перемещения товара внутри одного юридического лица, т. к. смены собственности при этом не происходит. Схема может быть любой длины и состоять из любого количества звеньев. Главное, что код в эту цепочку вводит поставщик, а выводит из оборота — розничный продавец, который продает товар конечному покупателю.

Прием и отгрузка товара с маркировкой (смена собственности на товар) может происходить только с помощью одной из систем электронного товарооборота (ЭДО).

Данные о том, что товары вышли из оборота (проданы), собирают ОФД — операторы фискальных данных. Им эту информацию сообщают онлайн-кассы, через электронный чек. Для этого продавец сканирует код маркировки 2D-сканером. Таким образом, продажа маркированного товара конечному потребителю может осуществляться только через онлайн кассу.



Остались вопросы?

Мы вам позвоним
Позвоните нам
+7 800 707-18-75
Работаем по всей России

Опубликовано 05.02.2020.

Обновлено: 02.03.2020 в 09:56