Выбор места для магазина

Программа для автоматизации розничных магазинов Subtotal - фото 16Местоположение магазина — один из ключевых факторов, из которых складывается будущий успех. Уровень его значимости напрямую зависит от продаваемых товаров. Магазины повседневных продуктов, вещей или услуг требуют наиболее пристального внимания к местоположению и проходимости. При продаже специализированных товаров влияние места тоже сказывается, но в меньшей степени. Например, любители серфинга будут готовы ехать за нужным им снаряжением даже на окраину города.

Предположим, Вы собираетесь открыть торговую точку и у Вас уже есть несколько предложений по помещениям. Рассмотрим, на что нужно обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.

Потенциал торговой зоны


В начале разберемся, какая у вашего потенциального магазина торговая зона (зона влияния). Обычно она складывается из 3 частей: ближней, средней и дальней. Для среднего супермаркета ближняя зона располагается в радиусе до 1 км (10 минут пешей доступности), средняя — в радиусе 2-5 км (20 минут ходьбы), дальняя — 5-6 км (если рядом расположены остановки общественного транспорта). Расстояния примерные, нужно учитывать транспортные развязки и пр. Лучше ориентироваться именно на то время, которое должен затратить пешеход, чтобы дойти до места. Получить ровный круг при этом практически невозможно.

Важно учитывать еще одну особенность: радиус действия напрямую зависит от площади торговой точки. Чем меньше размер магазина, тем меньше у него торговая зона.

Как говорят специалисты, количество потенциальных покупателей распределяется по зонам так: жильцы ближней зоны - 60-70%, средней – примерно 20%, дальней – около 15%.

Когда торговая зона определена, необходимо оценить ее потенциал. Он складывается из:
  • количества жителей
  • уровня застройки (существующей и потенциальной)
  • существующей инфраструктуры


Оценивая последнюю составляющую, нужно обратить особое внимание на транспортные развязки и магазины-конкуренты.

Оценка конкурентов


Понять, насколько высока конкуренция в вашей торговой зоне, очень важно. Если в Вашей торговой зоне есть какие либо магазины, похожие на ваш, обязательно посетите их и посмотрите, как у них идут дела. Если их торговая зона пересекается с вашей своим «дальним» радиусом, вам будет проще с ними конкурировать. Если «ближним» — на такие торговые точки нужно обратить более пристальное внимание.

В том случае если конкурентов нет, возможны 2 варианта: вам или очень повезло, или та область бизнеса, который вы планируете заниматься, в данном районе не востребована. Подумайте еще раз, будет на ваши товары спрос.

Соответствие сегменту (эконом, средний класс, премиум)


Бесполезно предлагать жителям эконом-района дорогие элитные товары, и наоборот. Оцените уровень доходов жителей вашей торговой зоны. Самый простой показатель - это стоимость жилья.

Трафик


Программа для автоматизации розничных магазинов Subtotal - фото 18Трафик (количество проходящих мимо) около вашей потенциальной торговой точки также имеет высокую важность. Вы можете оценить его самостоятельно, понаблюдав несколько часов за прохожими. Лучше делать это несколько раз, в разное время, чтобы понять средний уровень «человекопотока» в сутки. Будни и выходные нужно считать отдельно. Можно заказать эту услугу и у сторонних лиц. Кроме оценки пешеходов, полезно будет посчитать и количество автомашин, проезжающих мимо.

Пользу может принести и оценка трафика у ближайшего конкурента — количество проходящих, заходящих, по-возможности, количество покупателей (сколько людей вышло из магазина с покупками). Исходя из этих данных можно предположить, сколько чеков в день может быть у вас и сойдется ли при этом ваша экономика.

Транспортная инфраструктура


Как мы уточняли ранее, транспортная инфраструктура вокруг места для магазина напрямую влияет на распределение ближней, средней и дальней зон. С ней связаны и другие показатели. Например, если до магазина сложно добраться, будет ниже и «человекопоток» поблизости.

При оценке «подъездных путей» к магазину не забывайте про ваш целевой сегмент (эконом, средний или премиум). Если вы нацелены на обеспеченных людей, посмотрите как обстоят дела с парковочными местами поблизости. Если ваши посетители представляют эконом класс, скорее всего они придут к вам пешком или приедут на общественном транспорте.

Обособленное помещение или ТК


Если Вы выбираете между отдельно стоящим помещением для магазина или местом в торговом центре, то стоит ориентироваться на проходимость, конкуренцию и стоимость аренды. Подробно про выбор места для магазина в ТК или ТЦ мы рассказали в следующей статье.

Опубликовано 12.05.2017.

Обновлено: 28.09.2018 в 04:08