5 февраля 2020, 21:08

Что такое обязательная маркировка товаров

Зачем нужна маркировка

Цель создания обязательной цифровой маркировки товаров — защита российских потребителей от подделок. Это происходит с помощью нанесения некого уникального цифрового кода (КиЗ) на товар или упаковку, если данные виды продукции подлежат обязательной маркировке.

Защита от подделок осуществляется очень просто: на каждом этапе товародвижения уникальный цифровой код сверяется с «исходными»данными. Все эти процедуры регламентируются законодательно и производятся с помощью специальных программно-аппаратных средств.

Покупатель также может проверить достоверность товара перед покупкой, например, с помощью мобильного телефона и специального приложения, просто считав код.

Что такое КиЗ

В большинстве случаев КиЗ представляет собой двухмерный штрихкод DataMatrix. Но есть и другие форматы. К примеру, для маркировки меховых изделий используют RFID-метки.

В КиЗ зашифрована информация о товаре и производителе. Уникальные цифровые коды должны наноситься производителем или импортером на все товарные единицы согласно принципу: отдельная единица — отдельный код.

Законодательная база

Основополагающие документы системы обязательной маркировки товаров: ФЗ 487 от 31 декабря 2017 года, ФЗ 488 от 25.12.18, постановление Правительства РФ 791-р от 28.04.18 и Постановление Правительства РФ от 26 апреля 2019 г. N 515. Также, существует много документов и инструкций по каждой товарной группе.

Реализацией обязательной маркировки, по Распоряжению Правительства РФ №620-р от 3 апреля 2019 года, занимается Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Этой организацией создана специальная система мониторинга «Честный знак». Получить коды поставщик может только после регистрации на сайте «Честный знак» и получения доступа к устройствам эмиссии. Продавцы маркированной продукции также должны зарегистрироваться на этом сайте.

Сроки внедрения

Маркировка вводится постепенно для разных групп товаров. Уже сейчас маркируются табачные и меховые изделия, обувь, некоторые виды лекарств. К 2024 году планируется внедрить эту систему практически во всех товарных группах. Подробнее о сроках внедрения Вы можете прочитать в статье: Порядок и график внедрения системы маркировки

Принцип работы системы маркировки

Всем участники рынка, реализующим оборот товаров, подлежащих обязательной маркировке, необходимо зарегистрироваться на ресурсе «Честный знак».

Производитель должен здесь зарегистрироваться, чтобы занести информацию о себе и о товаре. После этого он сможет оставить заявку на коды (Data Matrix или другого типа маркировки) в нужном ему количестве. После получения кодов, он обязан самостоятельно нанести их на соответствующие единицы продукции, перед тем как отправит партию поставщикам или продавцам.

Что такое обязательная маркировка товаров

Рис. Движение маркированной продукции

На каждом этапе движения маркированной товарной единицы ее уникальный код должен проверяться. Для этого необходимо устройство, которым будет считываться код с упаковки (как правило это 2D сканер), и специализированное программно-аппаратное обеспечение, с помощью которого будет происходить проверка — действительный код или нет.

Считывание и проверка кода должны осуществляться практически на любом этапе товародвижения, когда происходит смена собственника товара: при приемке товара дистрибьютором у поставщика, передаче товара от одного оптового продавца к другому, приемке в розничном магазине и так далее. Не учитываются только перемещения товара внутри одного юридического лица, т. к. смены собственности при этом не происходит. Схема может быть любой длины и состоять из любого количества звеньев. Главное, что код в эту цепочку вводит поставщик, а выводит из оборота — розничный продавец, который продает товар конечному покупателю.

Прием и отгрузка товара с маркировкой (смена собственности на товар) может происходить только с помощью одной из систем электронного товарооборота (ЭДО).

Данные о том, что товары вышли из оборота (проданы), собирают ОФД — операторы фискальных данных. Им эту информацию сообщают онлайн-кассы, через электронный чек. Для этого продавец сканирует код маркировки 2D-сканером. Таким образом, продажа маркированного товара конечному потребителю может осуществляться только через онлайн кассу.


Остались вопросы?

Мы вам позвоним
Позвоните нам
+7 800 600-85-59
Работаем по всей России

Опубликовано 05.02.2020.

Обновлено: 02.03.2020 в 09:56