28 мая 2017, 21:24

Работающий бизнес-план

Если предприниматель озадачен составлением бизнес-плана, то чаще всего тот ему нужен для получения кредита в банке или чтобы показать потенциальному инвестору.  Но не нужно недооценивать пользу бизнес-плана и «для себя». В любом бизнесе важно планирование, понимание ситуации на рынке и рисков.

В данной статье мы не будем рассматривать бизнес-план для инвестора или кредитора, таких публикаций множество. Более того, для каждого банка, организации или физического лица, инвестирующего средства, важны свои моменты в бизнес-плане. Могут быть и свои шаблоны для предоставления информации о проекте. Проясните данный вопрос перед тем, как начать составлять документ, — это может сэкономить Вам много времени.

Независимо от цели использования документа, есть разделы бизнес-плана, которым действительно стоит уделить внимание. Как минимум, зафиксировать их «на бумаге». Они будут Вам полезны в любом случае, даже если кроме Вас их никто и никогда не прочитает. С чего начать? Конечно, с описания проекта.

Описание проекта

Итак, Вы планируете заняться розничным бизнесом и у Вас уже есть идея, как Вы будете это делать. Опишите свой замысел.  План текста может быть таким:

  • вид деятельности (что вы будете продавать)
  • целевая аудитория (кому вы будете продавать, будущие клиенты)
  • место предоставления услуги (где вы будете продавать)

При описании вида деятельности обратите внимание на ценовую категорию товаров, предполагаемых к продаже. Этой категории должна соответствовать и целевая аудитория. В магазин «эконом-класса» никогда не придут покупатели «элитной» группы. И наоборот. В соответствии с целевой аудиторией, выбирается и место для магазина.

Анализ рынка

Описав желаемое, Вы можете заняться изучением рынка. Проанализируйте конкурентов, предлагающих те же товары и услуги. Опишите их сильные и слабые стороны. Оцените рынок сбыта. Можно ли сказать, что он заполнен, или спрос превышает предложения.

Если Вы увидите, что конкуренты не полностью удовлетворяют запросы рынка, это очень удачное стечение обстоятельств. Но сегодня такое бывает не часто. Если будущих клиентов все же придется «поделить», подумайте, как вы можете привлечь их к себе.

Опишите свое УТП (уникальное торговое предложение). В случае магазина, оно может состоять в каком-либо уникальном товаре, который до вас никто еще не предлагал, или в сервисе, дополнительных услугах. При этом, выводя на рынок совершенно новый продукт, необходимо проанализировать, будет ли он востребован и как Вы о нем расскажете (сложно продать что-то незнакомое без рекламной кампании).

Чаще всего, если мы не говорим об уникальных товарах, УТП находится в «околотоварной» сфере.  Просто предложите потребителю что-то лучшее, чем у конкурентов, в области:

  • сервисного обслуживания;
  • качества сервиса, его разнообразия;
  • систем лояльности (скидки, акции, распродажи для постоянных клиентов);
  • формата продаж.

Вы можете продумать свою концепцию подбора ассортимента: из товаров, наиболее полно отвечающих запросам Вашей целевой аудитории. Которая будет лучше, чем у конкурентов, и больше понравится покупателям.

Например, сейчас очень популярны магазины экологических продуктов, фермерские товары и т.д. Но это лишь один из примеров. Важно не только сформулировать УТП, но и придумать инструменты, которые донесут Ваше предложение до потребителя.

Организационный (календарный) план

Важная составляющая любого бизнес-плана, очень полезная для самого предпринимателя. Подробно распишите, что и когда (в какие сроки) Вы планируете сделать. Опишите результат, которого Вы хотите достичь в конце каждого действия, укажите ответственное лицо. Форма представления такого плана может быть различной, чаще всего используют таблицы.

Главное, правильно сформулировать задачи и ничего не забыть. Помочь в этом вопросе Вам может наша «пошаговая инструкция» для открытия магазина.

Бюджет и финансовый план

Бюджет представляет собой смету, в которой Вам будет нужно указать все возможные единовременные и постоянные затраты. Наиболее удобной формой для представления сметы также является таблица.

В пошаговой инструкции мы рассмотрели, что входит в затраты, как посчитать планируемый доход (выручку), прибыль и срок окупаемости проекта. Если расписать все доходы и расходы по месяцам, например, в течение 12 месяцев, мы получим финансовый план на год.

business-plan

Рассчитаем рентабельность продаж магазина за этот период (один год). Сначала из годовой выручки вычтем расходы (за 12 месяцев). Так мы узнаем прибыль, полученную от работы магазина в выбранном промежутке времени. Затем посчитаем показатель рентабельности. Для этого разделим величину прибыли на величину выручки, умножив результат на 100 процентов.

Это можно выразить формулой:

РПМ = П/В *100%, где:

РПМ — рентабельность продаж магазина;

П — чистая прибыль;

В — выручка.

В дальнейшем, показатели рентабельности будут давать понимание, насколько успешно идут продажи. Собрав данные по результатам работы магазина, можно будет посчитать рентабельность как по всем товарам, так и по какой-либо определенной группе реализуемой продукции. Делать оценки влияния себестоимости товаров на объем продаж и контролировать ценообразование. Данные для расчетов удобно собирать не в Excel или блокноте, а в специализированной программе автоматизации.

Сегодня для малого бизнеса разработано множество выгодных решений в области автоматизации, о которых мы подробно рассказали. В целом можно отметить, что стоимость автоматизации магазина – это индивидуальная цифра, которая во многом определяется спецификой заказчика, его задачами и возможностями. Программа кассы для магазина — отличное решение для Вашего бизнеса!

Прогнозы и перспективы

Раздел бизнес-плана который, пожалуй, требует наиболее честного подхода со стороны предпринимателя. Рассмотрите  и опишите разные варианты развития Вашего бизнеса. Постарайтесь максимально объективно оценить все риски и перспективы: на основании анализа рынка, ожидаемых доходов и расходов. Представьте себя инвестором и подумайте, согласились бы Вы вложить деньги в описанный Вами проект.

Возможно, Вы захотите что-то пересмотреть или доработать в предыдущих разделах. И, может быть, именно эти изменения станут ключевыми факторами успеха для Вашего магазина.

Опубликовано 28.05.2017.

Обновлено: 12.12.2018 в 08:25