8 ноября 2015, 14:52

Покупатель возвращает товар: что проверить и как оформить

Покупатель возвращает товар: что проверить и как оформить
Всем известно, что в течение 14 дней покупатель может вернуть товар продавцу. Рассмотрим более подробно основания для возврата покупки и процесс оформления этой процедуры.

Какие товары покупатель может вернуть

Возврат или обмен товара регламентируется законом «О защите прав потребителей» (статья 25) и Гражданским кодексом РФ (статья 502). Бракованные товары покупатель может вернуть в любом случае. На товары надлежащего качества есть ограничения. Нельзя возвращать продукты питания, лекарства, предметы личной гигиены и пр., — все что входит в утвержденный законом перечень товаров, не подлежащих возврату и обмену.

Наиболее популярные причины для возврата: покупателя не устраивает цвет, фасон или размер товара. Если следовать букве закона, продавец сначала может предложить покупателю аналог возвращаемой покупки, с подходящими для покупателя свойствами. Когда аналога нет в наличии, но у продавца есть возможность предоставить его позже, можно договориться с покупателем об обмене через какое-то время. И только в том случае, если обменять товар не получается, рассматривается вопрос о возврате.

Не бракованный товар, предназначенный для возврата, должен быть в изначальном виде, с сохраненными потребительскими свойствами, фабричными ярлыками, пломбами, этикетками, в заводской упаковке. Покупатель при этом не обязан предъявлять чек, он может доказать покупку иными способами, например, свидетельскими показаниями.

Что должен знать кассир при оформлении возврата


Чтобы вернуть товар и получить деньги, покупатель должен предоставить чек (свидетельские показания или другие доказательства покупки). Если это происходит в тот же день и смена не закрыта, возврат можно произвести через ту же кассу, без заявления от покупателя.

Если возврат осуществляется на следующий день или позже, покупатель обязан предъявить паспорт и написать заявление. Утвержденной формы для такого заявления нет, формат произвольный. Однако, в нем должны быть обязательно указаны: ФИО покупателя, наименование товара, причина возврата и требование (заменить покупку или вернуть деньги).

Продавец (кассир) должен принять заявление, документ об оплате (если он есть), проверить товарный вид возвращаемой вещи и оформить накладную, например, по форме ТОРГ-13 (2 шт.). На рисунке ниже показан образец подобной накладной, автоматически сформированный в системе учета. Кассиру остается только распечатать документ, и поставить росписи (свою и покупателя) в соответствующих графах.

возвратная накладная

Если возврат происходит в день покупки, оплата была проведена наличными и смена еще не закрыта, деньги можно выдать покупателю из той же кассы. А возврат включить в акт по форме КМ-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132. Этот акт составляется после сдачи смены, в единственном экземпляре и подписывается членами комиссии (заведующий, кассир и т.д, — сотрудники, утвержденные директором магазина или ИП). К Акту прилагаются оригиналы всех погашенных по возвратам в течение дня чеков и, в дальнейшем, передаются в бухгалтерию. При оплате с банковской карты все происходит еще проще. Осуществляется отмена операции по оплате с платежной карты, в результате которой деньги со счета покупателя не списываются.

Если товар возвращается не в день покупки, то наличные деньги выдаются из главной кассы по расходному кассовому ордеру (в течение 3-х дней). Операции по возврату безналичных денежных средств производятся в соответствии с заключенным договором эквайринга. Деньги возвращаются покупателю на счет, указанный в заявлении.

Опубликовано 08.11.2015.

Обновлено: 28.05.2017 в 08:15