Как открыть магазин. Пошаговая инструкция

Шаг 1. Разработка идеи

Все начинается с замысла, идеи. Вы хотите открыть магазин, но не выбрали, что продавать? Практика показывает, что лучше разрабатывать ту тему, которую Вы хорошо знаете и тот рынок, который Вы хорошо представляете. Но та же практика приводит и обратные примеры. Освоить можно любое направление, особенно если оно Вам интересно. Не забывайте о своих хобби и увлечениях, возможно, именно они могут стать Вашим бизнесом.

Шаг 2. Бизнес-план

Даже если Вам не нужен бизнес-план для поиска инвестора, посчитать основные показатели эффективности будущего бизнеса необходимо. Это довольно просто и не требует большого количества специальных знаний. Утверждение, что бизнес-план - это сложно и долго, можно отнести к «мифам».

Вспомните все, за что Вам нужно будет заплатить до момента открытия магазина. Посчитайте единовременные затраты (расходы на ремонт помещения, покупку торгового оборудования, регистрацию предприятия, закупку первой партии товара и т.д.). Предположим, что эта сумма составит 700 тыс. руб. Затем, вспомните все, за что Вам нужно будет платить каждый месяц. Посчитайте постоянные затраты (расходы на аренду помещения, рекламу, коммунальные платежи, закупку товара, оплату труда персонала и пр.). Пусть это будет 400 тыс. руб.

Посчитайте планируемый доход. Для этого нужно использовать информацию о среднем чеке и пропускной способности аналогичных магазинов. Предположим, что средний чек в подобных магазинах 200 руб., а пропускная способность примерно 100 покупателей/день. Тогда доход в месяц составит 600 тыс. руб.

Чтобы посчитать планируемую прибыль, необходимо вычесть из дохода (600 тыс. руб.) постоянные расходы (400 тыс. руб), а также налоги и непредвиденные расходы. Предположим, что остается 100 тыс. руб. Теперь Вы можете посчитать срок окупаемости проекта. Если инвестиции (единовременные затраты) составили 700 тыс. руб., а за месяц Вы сможете заработать 100 тыс. руб., период окупаемости составит 7-8 месяцев.

Эти простые расчеты помогут Вам определиться, стоит ли заниматься данным видом бизнеса: открывать магазин или нет. Конечно, для лучшего понимания вопроса полезно провести анализ конкурентов, посчитать рентабельность, составить финансовый план и т.д. О том, как это сделать, можно прочитать в нашей следующей статье.

business-plan

Шаг 3. Официальная регистрация магазина


Немного отступим от темы и коснемся еще одного интересного мифа о бизнесе: прежде чем пробовать что-то продавать, нужно обязательно зарегистрировать юридическое лицо. Да, зачастую это действительно необходимо. Особенно, при продаже определенных групп товаров. Но, в некоторых случаях, можно предварительно реализовать свой проект в мини-формате и без официальной регистрации, что очень полезно для оценки спроса. Например, если Вы планируете открыть магазин и продавать какие-то уникальные товары, попробуйте это в рамках ярмарок, "магазинных дней", предложите товар в интернете и посмотрите, как реагируют на него потенциальные покупатели.

Но если Вы, к примеру, открываете обычный продуктовый магазин, то вопросы регистрации бизнеса необходимо решить заранее. Сначала следует определиться с формой собственности: ИП или ООО. ИП (индивидуальный предприниматель) будет единолично отвечать за деятельность и долги своего предприятия, учредители ООО (общества с ограниченной ответственностью), - в соответствии с долями в уставном капитале. Если магазин планируется крупным, лучше выбрать ООО, т.к. у этого юр. лица нет ограничений на финансовый оборот.

Чтобы подготовить документы для регистрации, можно воспользоваться бесплатным сервисом от наших партнеров.

Шаг 4. Выбор налогообложения


Сегодня как для ИП, так и для ООО, предоставляется довольно много различных вариантов в области налогообложения. Данные формы собственности чаще всего используют УСН или ЕНВД. Упрощенная система налогообложения (УСН, упрощенка) позволяет снизить налоговую нагрузку и упростить учетные операции. При УСН возможны на выбор 2 объекта налогообложения: «доходы» или «доходы минус расходы». При ЕНВД (единый налог на вмененный доход, вмененка) величина налога заранее определена и не зависит от полученного в дальнейшем дохода. Оба режима могут применяться небольшими фирмами и ИП при определенных ограничениях (вид деятельности, численность, предел физического показателя).

Традиционно, ООО и ИП предпочитают работать в рамках УСН. Но не всегда это наиболее выгодный вариант. Важным аспектом в пользу ЕНВД в розничной торговле является независимость размера налога от суммы реальных доходов. Поэтому, универсального рецепта по выбору оптимальной системы налогообложения нет. Очень многое зависит от конкретных условий, финансовых показателей и т.д. Если у Вас нет опыта, Вы открываете магазин в первый раз, выбранная изначально система налогообложения может себя не оправдать. Вы увидите это по итогам, когда будете сводить баланс. Но все поддается коррекции - сменить систему и объект налогообложения можно в добровольном порядке, в начале очередного календарного года.

Шаг 5. Выбор торгового места


Для успешного розничного бизнеса очень важен покупательский поток. Если Вы продаете товары широкого спроса, формировать поток покупателей, в первую очередь, будет местоположение магазина. Мало кто пойдет за продуктами или промтоварами по сложному пути. Чаще всего люди покупают такие товары "по дороге". Также, покупательский поток может увеличиваться или снижаться от того, насколько много конкурентов вокруг. Чтобы определить, хорошее место или не очень, можно изучить плотность торговых точек вашей тематики в том или ином районе и сопоставить эти данные с плотностью населения. После этого, посмотреть предложения по аренде или продаже помещений, выбрав подходящее Вам по размеру, стоимости и характеристикам. Это может быть как бутик в ТЦ (ТК), так и торговая площадь с отдельным входом.

Скриншот 2017-02-05 17.18.34

Шаг 6. Оснащение магазина


Перед тем как открыть магазин, Вам будет необходимо закупить торговое оборудование. Какое и сколько, - зависит от специфики вашего бизнеса. Только Вы сами сможете подобрать оптимальный комплект, который будет полностью соответствовать Вашим ожиданиям. Все рекомендации могут быть лишь общего плана. Поэтому остановимся лишь на распространенном мифе, касающимся подобных закупок. Многие считают, что наиболее выгодно заказывать оборудование напрямую у производителей. Это не всегда так. Дилеры, работающие с различными производителями, могут составить нужный Вам комплект с гораздо большими скидками. Более того, торговое оборудование требует сервисного обслуживания, а зачастую производитель в принципе не предоставляет такой услуги. При сравнении цен, сравнивайте и стоимость дальнейшего сопровождения (тех. поддержки, сервиса и т.д.).

Все вышесказанное касается не только, например, холодильного оборудования, но и кассовой техники, а также системы автоматизации. Но нужны ли Вам кассы? Ответ на этот вопрос регулируется законодательством и подробно рассмотрен здесь. Напомним лишь то, что в июле 2016 вступили в силу поправки к закону 54-ФЗ. Теперь каждое предприятие розничной торговли обязано проводить наличные и безналичные платежи через онлайн-кассы. Индивидуальные предприниматели, работающие на ЕНВД и патенте без касс, получили лишь отсрочку на установку онлайн ККТ до 1 июля 2018.

Независимо от наличия ККТ, автоматизация бизнеса (программа учета продаж и склада) значительно упрощает повседневную работу, снижает издержки и способствуют увеличению прибыли.

Некоторые предприниматели думают, что автоматизировать бизнес очень сложно и дорого. Данный "миф" вызван тем, что еще недавно автоматизация требовала установки специализированных программно-аппаратных комплексов, непростых в применении и неоправданно дорогих для малого бизнеса. К счастью, эти времена прошли. Сегодня даже небольшой магазин может себе позволить использовать современные средства автоматизации, что в разы проще и надежнее чем таблица в Excel или бумажный блокнот.

Наиболее предпочтительными для малой розницы являются новые онлайн сервисы (программы), позволяющие, например, автоматизировать точку продаж всего за 1400 рублей в месяц. Для их использования не нужно быть программистом и обладать специальными знаниями. При этом онлайн программа автоматизирует рабочее место кассира, автоматически считает выручку за день, печатает ценники и этикетки, ведет складской учет, предоставляет полную и точную статистику по продажам, поставщикам и пр., освобождая множество часов для более интересной и стратегически важной работы. Подробнее о современных программах для автоматизации можно прочитать здесь.

Скриншот 2017-02-03 13.27.18

Шаг 7. Выбор поставщиков товара


При выборе поставщиков стоит обращать внимание не только на цены, но и на отзывы. Ключевой характеристикой в данном вопросе является надежность. Если какая-либо категория товара должна быть представлена в магазине постоянно, лучше заключить договора с несколькими контрагентами. Нельзя забывать про логистику, сроки и условия поставок. Изначально, выбрать лучших поставщиков будет непросто, возможны ошибки. Эффективно проанализировать полученный опыт и учесть все нюансы можно только в том случае, если с самого начала будет вестись реестр поставщиков. Современные системы автоматизации, как правило, предоставляют такую возможность, что значительно упрощает сбор статистики и анализ.

Шаг 8. Выбор персонала


При старте Вашего проекта лучшим продавцом можете быть Вы сами. Именно Вы заинтересованы в продажах, как никто другой. Но, это не всегда возможно. Иногда, владелец-продавец может принести бизнесу даже вред. Реально оценивайте людей, претендующих на ту или иную вакансию, в том числе и себя. Опыт работы, возможности, знания, коммуникабельность, заинтересованность в развитии проекта и т.д. Не обращайте внимания на клише. С родственниками и друзьями лучше не работать? Есть и такое мнение. Но это не обязательно Ваш случай. Можно работать с кем угодно, если претендент на вакансию ей полностью соответствует. А дружба или родственные узы могут стать как минусом, так и огромным плюсом.

Шаг 9. Рекламная кампания при старте


Очень живуч миф о том, что как только магазин откроется, клиенты придут сами. Да, такое действительно может случиться при условии, что поток посетителей, проходящий через вашу торговую точку, сам по себе достаточно высок и представляет собой именно вашу целевую аудиторию. Более того, Вы все так идеально рассчитали, что предлагаете своим покупателям выгодно купить именно те товары, которые им необходимы. Но это редко встречается в реальности. Как минимум, у вас будут конкуренты. Поэтому, рекламная кампания при старте вряд ли будет лишней для развития Вашего бизнеса. Расскажите будущим покупателям об открытии нового магазина, проведите специальные акции. Создайте событие, которое станет ярким и запоминающимся.

opening

Опубликовано 28.05.2017.